четверг, 6 февраля 2014 г.

День четвертый. Курсы. Технологией развития критического мышления увлекалась давно. Применяла на уроках приемы составления синквейнов, кластеров, но вот  "инсерт", как оказалось, использовала просто на уровне интуиции. Сегодня подробно познакомились с технологией использования данного приема. Мне он показался интересным, идущим в ногу со временем. К сожалению, наработок других учителей немного по данной теме. Но вот этот фрагмент урока мне показался интересным.
Тема: "Опера как жанр музыкального искусства" 
Приёмы: "ключевые слова", "инсерт", "эссе". 
Цель урока: 
Знакомство с оперным жанром.. 
Литература: 
учебник "Музыка" для 5 класса Т.И. Науменко и В.В. Алиева стр. 107-123, Советский, энциклопедический словарь. 
Автор: Т.А. Суханова, гимназия 177, С-Пб 
Ход урока: 
Стадия вызова: 
На доске ключевые слова: 
опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации. 
Задание учащимся (групповая мозговая атака): по опорным словам сочинить небольшой рассказ. 
Смысловая стадия. 
Учащиеся получают текст, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки "V" - знал, "+" - новое, "-" думали иначе, "?" - не понял, есть вопросы. (приём "инсерт"). Работа ведется индивидуально. 
Текст: 
Опера ( итальянское - opera -сочиняю)- музыкально-театральное произведение, сочетает сольное, ансамблевое и хоровое пение , инструмен-тальную музыку, сценическое и декоративное искусства. 
Опера как жанр сформировалась в 16 веке ( в Европе). В России опера появилась лишь в 18 веке. 
Основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто - в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах. Либретто для опер создаются поэтами и драматургами на основе литературного первоисточника. Это может быть рассказ ( Проспер Мериме "Кармен"), сказка (А.С. Пушкин "Золотой петушок", "Руслан и Людмила", Шарль Перро "Спящая красави-ца", А. Н. Островский "Снегурочка" и т.д. ), роман (Л.Н. Толстой "Война и мир"), поэма (А.С. Пушкин "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Борис Годунов"), былина - ( "Слово о полку Игореве" -"Князь Игорь"). Либретто является как бы сценарием любой оперы. 
Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка. Основные мужские голоса - в опере - бас, тенор, баритон. Основные женские голоса - сопрано, контральто. Наиболее известные исполнители оперных арий-А. Нежданова, Ирина Образцова, Галина Вишневская, Ф. Шаляпин, И. Козловский, С.Лемешев... . 
Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром. Руководит оркестром,. солистами и хором в опере дирижер. Наиболее известные дирижеры - Ю. Темирканов, Валерий Гергиев (Мариинский театр), С. С.Рахманинов. 
Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги. 
Эскизы декораций и костюмов для оперных спектаклей выполняли выдающиеся художники. Например, в России - А. Бенуа, А. Васнецов, И. Левитан, Н. Рерих, М. Врубель. ` 
После чтения учащиеся заполняют таблицу используя только ключевые слова: 
Закончив работу с индивидуальными таблицами, можно обсудить их содержание в парах. Учащиеся по желанию могут озвучить каждый этап работы в таблице. Оставшиеся вопросы - в теме следующего урока. Их озвучивают и записывают на доске. Вопрос учителя - в каких источниках можно самостоятельно найти ответы на эти вопросы? (Словари, Интернет, учебник по музыке и т. д.) 
На стадии размышления учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему ОПЕРА. По желанию эссе учащиеся читают.

Ссылка на первоисточник: http://www.sozvezdieoriona.ru/blog/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_muzyki/2010-08-13-11

Комментариев нет:

Отправить комментарий