День четвертый. Курсы. Технологией развития критического мышления увлекалась давно. Применяла на уроках приемы составления синквейнов, кластеров, но вот "инсерт", как оказалось, использовала просто на уровне интуиции. Сегодня подробно познакомились с технологией использования данного приема. Мне он показался интересным, идущим в ногу со временем. К сожалению, наработок других учителей немного по данной теме. Но вот этот фрагмент урока мне показался интересным.
Тема: "Опера как жанр музыкального искусства"
Приёмы: "ключевые слова", "инсерт", "эссе".
Цель урока:
Знакомство с оперным жанром..
Литература:
учебник "Музыка" для 5 класса Т.И. Науменко и В.В. Алиева стр. 107-123, Советский, энциклопедический словарь.
Автор: Т.А. Суханова, гимназия 177, С-Пб
Ход урока:
Стадия вызова:
На доске ключевые слова:
опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации.
Задание учащимся (групповая мозговая атака): по опорным словам сочинить небольшой рассказ.
Смысловая стадия.
Учащиеся получают текст, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки "V" - знал, "+" - новое, "-" думали иначе, "?" - не понял, есть вопросы. (приём "инсерт"). Работа ведется индивидуально.
Текст:
Опера ( итальянское - opera -сочиняю)- музыкально-театральное произведение, сочетает сольное, ансамблевое и хоровое пение , инструмен-тальную музыку, сценическое и декоративное искусства.
Опера как жанр сформировалась в 16 веке ( в Европе). В России опера появилась лишь в 18 веке.
Основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто - в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах. Либретто для опер создаются поэтами и драматургами на основе литературного первоисточника. Это может быть рассказ ( Проспер Мериме "Кармен"), сказка (А.С. Пушкин "Золотой петушок", "Руслан и Людмила", Шарль Перро "Спящая красави-ца", А. Н. Островский "Снегурочка" и т.д. ), роман (Л.Н. Толстой "Война и мир"), поэма (А.С. Пушкин "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Борис Годунов"), былина - ( "Слово о полку Игореве" -"Князь Игорь"). Либретто является как бы сценарием любой оперы.
Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка. Основные мужские голоса - в опере - бас, тенор, баритон. Основные женские голоса - сопрано, контральто. Наиболее известные исполнители оперных арий-А. Нежданова, Ирина Образцова, Галина Вишневская, Ф. Шаляпин, И. Козловский, С.Лемешев... .
Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром. Руководит оркестром,. солистами и хором в опере дирижер. Наиболее известные дирижеры - Ю. Темирканов, Валерий Гергиев (Мариинский театр), С. С.Рахманинов.
Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги.
Эскизы декораций и костюмов для оперных спектаклей выполняли выдающиеся художники. Например, в России - А. Бенуа, А. Васнецов, И. Левитан, Н. Рерих, М. Врубель. `
После чтения учащиеся заполняют таблицу используя только ключевые слова:
Закончив работу с индивидуальными таблицами, можно обсудить их содержание в парах. Учащиеся по желанию могут озвучить каждый этап работы в таблице. Оставшиеся вопросы - в теме следующего урока. Их озвучивают и записывают на доске. Вопрос учителя - в каких источниках можно самостоятельно найти ответы на эти вопросы? (Словари, Интернет, учебник по музыке и т. д.)
На стадии размышления учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему ОПЕРА. По желанию эссе учащиеся читают.
Приёмы: "ключевые слова", "инсерт", "эссе".
Цель урока:
Знакомство с оперным жанром..
Литература:
учебник "Музыка" для 5 класса Т.И. Науменко и В.В. Алиева стр. 107-123, Советский, энциклопедический словарь.
Автор: Т.А. Суханова, гимназия 177, С-Пб
Ход урока:
Стадия вызова:
На доске ключевые слова:
опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации.
Задание учащимся (групповая мозговая атака): по опорным словам сочинить небольшой рассказ.
Смысловая стадия.
Учащиеся получают текст, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки "V" - знал, "+" - новое, "-" думали иначе, "?" - не понял, есть вопросы. (приём "инсерт"). Работа ведется индивидуально.
Текст:
Опера ( итальянское - opera -сочиняю)- музыкально-театральное произведение, сочетает сольное, ансамблевое и хоровое пение , инструмен-тальную музыку, сценическое и декоративное искусства.
Опера как жанр сформировалась в 16 веке ( в Европе). В России опера появилась лишь в 18 веке.
Основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто - в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах. Либретто для опер создаются поэтами и драматургами на основе литературного первоисточника. Это может быть рассказ ( Проспер Мериме "Кармен"), сказка (А.С. Пушкин "Золотой петушок", "Руслан и Людмила", Шарль Перро "Спящая красави-ца", А. Н. Островский "Снегурочка" и т.д. ), роман (Л.Н. Толстой "Война и мир"), поэма (А.С. Пушкин "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Борис Годунов"), былина - ( "Слово о полку Игореве" -"Князь Игорь"). Либретто является как бы сценарием любой оперы.
Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка. Основные мужские голоса - в опере - бас, тенор, баритон. Основные женские голоса - сопрано, контральто. Наиболее известные исполнители оперных арий-А. Нежданова, Ирина Образцова, Галина Вишневская, Ф. Шаляпин, И. Козловский, С.Лемешев... .
Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром. Руководит оркестром,. солистами и хором в опере дирижер. Наиболее известные дирижеры - Ю. Темирканов, Валерий Гергиев (Мариинский театр), С. С.Рахманинов.
Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги.
Эскизы декораций и костюмов для оперных спектаклей выполняли выдающиеся художники. Например, в России - А. Бенуа, А. Васнецов, И. Левитан, Н. Рерих, М. Врубель. `
После чтения учащиеся заполняют таблицу используя только ключевые слова:
Закончив работу с индивидуальными таблицами, можно обсудить их содержание в парах. Учащиеся по желанию могут озвучить каждый этап работы в таблице. Оставшиеся вопросы - в теме следующего урока. Их озвучивают и записывают на доске. Вопрос учителя - в каких источниках можно самостоятельно найти ответы на эти вопросы? (Словари, Интернет, учебник по музыке и т. д.)
На стадии размышления учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему ОПЕРА. По желанию эссе учащиеся читают.
Ссылка на первоисточник: http://www.sozvezdieoriona.ru/blog/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_muzyki/2010-08-13-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий