Мастер-класс

Мастер-класс по теме «Педагогика искусства- путь художественного познания мира, путь познания самого себя».
Фрагмент урока музыки в 7 классе с применением методов и приемов технологии Педагогика искусства Л. П. Масловой.

Тема четверти «Музыкальный образ».

Цель : способствовать духовному обогащению, самовыражению, самопознанию личности посредством общения с произведениями искусства, несущими философский смысл.
Задачи: побудить к размышлению об истинной дружбе, посредством использования контрастных произведений искусства.
Музыкально- художественный материал:
-картина Чюрлениса «Дружба»
-Пол Уинтер «Концерт Земле» («Волчьи глаза»)
О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Ход урока:
- Кто я?
В чем смысл бытия?
Вопросы, как углы впиваются в меня.
Я- времени экспресс ,я- поездов миганье,
Мучительно ищу
В чем смысл мироздания?
 Я сам себе творец,
Я сам себе судья?
В чем смысл бытия?
Ответ не знаю я…

-Такие вопросы может задавать себе каждый человек. В поисках ответа он может обратиться к людям, к музыке. Мы сегодня будем беседовать с искусством. Скажите, а какой собеседник вам нравится больше: тот, который хорошо и много говорит, или тот, который умеет слушать?

- Мы дадим возможность высказаться музыке, пусть она будет с нами откровенна, а сердца наши зорки.
                                             - Слушание «Волчьи глаза» Пол Уинтер
- Я вижу вы сумели прочувствовать  и понять образ, созданный композитором П. Уинтером. Что же оставила музыка в ваших сердцах? (боль, сочуствие, тяжесть, словно комок к горлу подступил)

- Как вы думаете, в какую минуту жизни мог композитор создать это произведение? (когда не было собеседника, не с кем поделиться)

-Вслушайтесь еще раз в интонации и создайте образ этого произведения, передав его в виде символа на бумаге.
                                                    -повторное слушание, рисование
-Покажите свою работу( по желанию) и поясните смысл своего рисунка.
-можно говорить вслух и не слышать друг друга, а можно разговаривать «молча». Такой бывает беседа с музыкой, с композитором. И у нас она состоялась.

                                                    -Показ картины Чюрлениса «Дружба»

-Обратите внимание на эту картину. Кого изобразил художник?
-Что может обозначать жест главной героини? Повторите этот жест.
-Что символизирует светящийся шар?
-Для героини ценно то, что она держит в руках? Обратите внимание на ее лицо?
- Что она испытывает, когда отдает самое дорогое для нее?
-Как бы вы назвали эту картину?
-А художник назвал ее «Дружба». Что значит для него это понятие?
- А в вашей жизни было такое? Вы кому-то отдавали самое дорогое? Что при этом чувствовали?
- В жесте нет внезапного порыва. Время словно замерло, чтобы свет дружбы сиял бесконечно. Вот в чем истинный ее смысл.
- Сегодня мы соприкоснулись с двумя контрастными произведениями. В каждом из них заложен смысл: « А кто я? Одинокий волк или несущая людям свет? В чем смысл моего бытия? Задумайтесь об этом. Кто может поделиться своими размышлениями уже сейчас? (мнения детей)
- Для большинства из вас смысл жизни в дружбе. О ней существует много песен. Одну из них я предлагаю исполнить.
                                             -Исполнение песни «Как здорово…»

Комментарии к уроку:

Данный мастер-класс проводится  с учениками 7 класса. Жизненный и художественный опыт семиклассников позволяет им проникать в философскую сущность образа, философскую сторону жизни.

В начале урока я поставила проблемный вопрос, который актуален для ребят этого возраста.
 При работе с произведением П. Унтера
 1) создала мотивацию для слушания музыки;
2)организовала выход на волновое единство с композитором с целью понимания и проникновения в его музыку;
3) использовала метод перевода в другую модальность, чтобы дети с разными типами восприятия смогли более глубоко прочувствовать интонации этого произведения и сумели создать целостный образ.

Данные приемы помогли глубоко понять идею, заложенную композитором: одиночество, тоску.

Контрастом этому произведению являлась картина «Дружба». При работе с ней использовались следующие приемы : интонационное прочувствование, присоединение к жесту и идентификация с образом. Они способствовали  формированию  способности дистанцироваться для выработки собственной эстетической позиции.
Песня на уроке использовалась для усиления эмоционального фона. Ее идея заключает в себе основную мысль урока : «Вместе, в дружбе, в единстве нам комфортно и хорошо»!
Работа в сервисе ZOOM

2 комментария:

  1. Отличные прказатели через отличный блог замечательного учителя. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, Вы - большая умница, сразу видно, творческий педагог! Ваша профессиональная деятельность связана не только с музыкальным искусством, воспитание подрастающего поколения, саморазвитие, оказание методической помощи коллегам - это здорово!!! Спасибо за материалы, которые представлены в Вашем блоге! Удачи Вам в профессиональной деятельности!

    ОтветитьУдалить