воскресенье, 26 декабря 2010 г.

Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческих способностей младших школьников.

Романова Елена Михайловна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа Харпичанского сельского поселения Солнечного Муниципального района Хабаровского края
Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала…
Звала добро считать добром
И хлеб считать благодеяньем;
Страдание вылечить страданием, а душу дружеским теплом…

В России в настоящее время сложился культ силы и жесткости, если не жестокости. На этом фоне активизация эстетического воспитания – один из оптимальных способов выхода из создавшейся ситуации.
В Концепции Модернизации РО говорится, что постигая искусство разумом и сердцем, пройдя путь от эмоций через знания к осознанию и убеждению, ребенок получает возможность не только освоить, понять , но и осознать себя в системе человеческих ценностей. Диалогическая природа искусства создает естественные условия для развития воображения, творчества и является эффективным средством для образования личности. Зададим себе самый обычный вопрос: Для чего живет ребенок? Он живет для того, чтобы познавать мир и себя в этом мире. Значит все, что его окружает должно способствовать этому. В том числе и школьные дисциплины. Каковы причины отчуждения детей от искусства? Это:
-недопонимание учителями законов искусства в целом ( целей, задач, функций механизмов восприятия);
-слабая разработанность технологий общехудожественного типа, способствующих целостному восприятию художественных произведений и овладению механизмами вхождения во внутреннюю речь автора;
-замыкание предметов художественного цикла в узкоспециальные рамки.
Работая много лет учителем музыки и в настоящее время учителем начальных классов, я понимала, что устранить негативные тенденции можно только путем создания педагогической среды, которая:
-влияет на разные аспекты и стороны развития личности;
-создает условия для возможности к реализации « Я-концепции» («Я-могу»,  «Я-хочу», « Я-нравлюсь» и т.д.);
-мотивирует учащихся на самоизменение и личностный рост.
Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения  в чувствах, эмоциях, мышлении, практической и творческой деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.  Из 13 человек, которые пришли ко мне в первый класс читали по слогам всего двое, один мог  лишь сливать слоги. Кроме того я заметила, что эти  ребята практически равнодушны к искусству  ( у них не велись музыкальные занятия в детском саду). Поэтому передо мной встала проблема: как не оттолкнуть младшего школьника от искусства? Как в искусство привлечь чувства? Как вырастить духовную, творческую личность. Я поняла, что без изменения педагогической технологии любые мои усилия останутся бесплодными. Опыт, которым я хотела бы поделиться, строится на основе технологии педагогика искусства, разработанной доктором педагогических наук Л. П. Масловой. Одним из ведущих принципов данной технологии является принцип интегративного использования различных видов искусств. Таким образом, уроки литературного чтения, музыки и ИЗО становятся уроками более высокого уровня – уроками искусства, в основе которых лежит интеграция. Целью таких уроков является формирование духовной культуры, доброты, эстетического, неотчужденного отношения к произведениям искусства. Еще Выготский говорил, что «прочувствованная мысль есть мысль во истину». То есть через чувства, эмоциональный отклик на него, образ, мысль и формируется понятие. Если межпредметные связи не являются системой, то интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
Интегрированное обучение является одновременно и целью и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция, как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредмедных связей на качественно новой ступени.
Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, принципов технологии «Педагогика искусства». Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Кроме того, интенсифицируя процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
1.повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
2.способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3.способствует развитию творческих способностей, изобразительных и музыкальных умений и навыков;
4.позляют систематизировать знания;
5. способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся (логического, художественно –образного, творческого);
6. обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
7. формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
8. способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Изучив особенности и структуру интегрированных уроков, учитывая их преимущества, а также изучив  программы по литературному чтению, ИЗО и музыке,  я разработала тематическое планирование интегрированных уроков эстетического цикла для учащихся 1-3 классов по программе «Гармония». Конструирующим, стержневым предметом является литературное чтение. В данный курс я включила общеизвестные, хрестоматийные произведения поэтов, прозаиков, художников-живописцев и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана. Ребенок на моих уроках вовлекается в продуктивную творческую деятельность, выступая то в роли исполнителя, то в качестве соавтора, сохудожника. В результате чего у каждого ученика значительно возрастает уровень творческих способностей и учебной деятельности.
Какова результативность уроков искусства? Каковы показатели уровня развития творческих способностей? С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психологическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей. Для творческих детей характерно живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия. Оценку творческих способностей детей я проводила на основе методик американского психолога П. Торренса. Основные параметры креативности, предложенные Торренсом:
 -беглость  ( быстрота выполнения тестовых заданий);
 - гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой в ходе выполнения заданий);
-оригинальность (минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе). Оценочная шкала – от 0 -5 баллов.
Выявить данные параметры помогли тесты следующего характера:
1.Тесты на изобразительное и творческое мышление (батарея тестов)
2.тесты на вербальное творческое мышление.
3.Творческие способности в действии и движении.
В целях выявления творческих способностей использование только результатов тестирования для меня было недостаточным. В связи с этим я стала использовать данные, полученные в результате непосредственных наблюдений за поведением детей. Помог мне в этом « Дневник наблюдений за ребенком». В нем можно проследить динамику изменений, происходящих с учениками год за годом.  Также на каждого ребенка еще в первом классе была составлена диагностическая карта, фиксирующая психические и психологические особенности каждого ученика, эмоциональную сферу, ценностные ориентации, когнитивные качества личности и творческое мышление. Она позволяет глубоко отследить динамику развития  личностных качеств каждого ребенка за 3 года и скорректировать индивидуальную работу с ним.
Я вижу, как зернышки прекрасного прорастают в моих учениках. Они учатся видеть необычное в обычном, умеют удивляться, задаваться вопросами. Мы стараемся вести диалог, слушать и слышать собеседника, автора и интонации мира, проводить художественные и жизненные аналогии. Ребята являются активными участниками всех школьных мероприятий, любят петь и практически всем составом принимают ежегодно участие в районном фестивале детского творчества. В этом моим ребятам помог  не только интегрированный эстетический курс, который я сама разработала, но и творческий  модифицированный факультативный курс « Человек в зеркале искусства», который впервые апробирован в нашей школе. Нам еще предстоит научиться способности эмпатировать (сочувствовать), идентифицировать себя с героями произведений, приобрести навык «созерцательного» типа общения с художественным произведением. Закончить выступление я хотела бы восточной мудростью: «Может ты столько лет искал, что находится в тебе, а нужно лишь почувствовать это».

Комментариев нет:

Отправить комментарий